Корреспондент «Комсомолки» три месяца проработал гидом и увидел, как за границей раскручивают на деньги отдыхающих
Денис ТИТОРЕНКО — 05.05.2011
- Какой закругляться?! Мы никуда не поедем! Ленка, неси текилы, и пусть этот еще закуски захватит! - орет кто-то из моих «водоплавающих» туристов.
Два часа назад 20 отдыхающих мы загрузили на яхту у берега Аланьи, дабы показать им за их же 80 долларов ночное море. Хватило часа, чтобы наши накрашенные и причесанные туристки с криками: «Если есть на свете рай, это не Краснодарский край!» поплюхались в темную воду вслед за своими веселыми супругами. И разом стали на одно лицо: где теперь мои туристы, где - конкурентов, как их по отелям развозить?! Лучше бы остался в Саратове на практике, понесла меня нелегкая в эту Турцию.
Забронировал дорогой номер — а попал в «клоповник»
В Аланью я поехал в июне прошлого года, когда в центре турецкого языка при университете мне предложили поработать за границей. Мол, английским владею, парень коммуникабельный, без гидрокостюма в Марианскую впадину пролезу, к тому же 500 долларов в месяц на дороге не валяются. Выучил я 10 страниц турецкого текста про трансфер, и в первый месяц лета Анталия распахнула мне свои ласковые объятия.
|
Алания - не самый лакомый для турбизнеса кусок. Отели эконом-класса, все - далековато от тусовочного центра. Именно поэтому туроператор практиковал здесь так называемый «вояжэкспресс». Русским туристам еще на родине фирма предлагала купить путевку в четырехзвездочный отель за 15 тысяч рублей, считай, копейки в разгар сезона. Но с одним условием: гостиницу отдыхающим назовут в аэропорту Анталии. Раскупались такие путевки как яйца перед Пасхой, дешево же. И только приехав на место, туристы понимали, что «четверки» бывают разные. А в Алании они, как правило, больше тянут на слабые «три звезды». Очевидно, туристов распределяли по отелям по принципу «где есть места». Понятно, что чаще всего они бывали в «клоповниках».
Увидев один такой жуткий отель, между собой однажды поругалась целая компания туристов из Украины. Подогретый содержимым дьюти-фри, в драку быстро влился весь автобус.
- Уважаемые туристы! - закричал я. - Вы находитесь на территории другого государства! Вы сейчас успокаиваетесь или я вызываю полицию. Вас на десять суток упекут только за пьянство. Плюс вы заплатите штраф - 2 тысячи долларов. Ну что, я звоню?
Толпа притихла, мужики тихо припомнили мою маму, но, покорно выложив чемоданы, поплелись к месту отдыха.
Сам я нервно хлебнул минералки. Я блефовал - полицию бы набрал только под угрозой расстрела, ведь вместе с хулиганами упекли бы и меня. Дело в том, что моя туристическая виза быстро «протухла», а рабочую все не выдавали. Таких, как я, была половина сотрудников компании. Доходило до смешного: как только в аэропорту появлялись жандармы, мы прятались по автобусам. Кому охота потеть в полиции? Из страны не вышлют, но день пропал.
О жмыховом масле, «кожаной» куртке и просроченной пахлаве
Подъем гида в четыре часа утра - все самолеты улетают рано. Едем собирать по отелям гостей.
Обычно туристы сами подскакивают к тебе, как только ты заходишь в холл. Но случалось и вытаскивать людей из бассейнов, баров, с пляжей. Страшный сон любого гида: если за время отдыха одна компания подружилась с другой, и теперь настал момент прощания. Можно было часами наблюдать, как пьяные мужики братаются, пьют на посошок раза три, договариваются списаться в «Одноклассниках»... А ты нервно бегаешь вокруг, пытаясь объяснить, что самолет не трамвай - ждать не будет. Наконец загрузив их в автобус, стартуем в аэропорт.
Тут начинает голосить водитель:
- Мини-бар вар! (Есть мини-бар!)
Холодная вода в бутылках, деньги от продажи которой идут только шоферу, стоит в автобусе в четыре раза дороже, чем в магазине. Но русские туристы готовы заплатить последнее после бурно проведенной ночи прощания.
Все: двери терминала закрылись, отправил, выдохнул! Второе отделение Марлезонского балета - через полтора часа, когда прилетает следующий самолет.По пути в аэропорт ранним утром главное - не уснуть самому и следить за тем, чтобы не клевал носом водитель. Однажды мне пришлось всю дорогу петь «Я люблю тебя до слез» (эта песня как-то особенно действует на турецкое подсознание) притомившемуся водиле, который два раза чуть не отправил нас в кювет.
Тут начинается другой кошмар — базар, на который мечтают попасть все вновь прибывшие отдыхающие. Рынок с турецким ширпотребом в Аланье в течение недели кочует от городка к городку. Поскольку ширпотреб, то и цены смешные - сказка для нашего туриста!
Вообще гиды, конечно, советуют приличные магазины. Но где там: россияне уверены, что тот же товар, только гора-а-аздо дешевле, можно купить на рынке, мол, не обманешь! С помощью какого внутреннего компаса они безошибочно угадывают, где именно сегодня раскинутся палатки, для нас так и осталось загадкой.
Турки - народ хитрый, поэтому на каждое желание поторговаться всегда соглашаются, ведь у них почти никогда нет ценников. Они попросту называют стоимость из головы, так что сбивать цены - для них вовсе не скидка.
|
Например, торговля нашего знакомого Халиба процветала на продаже оливкового мыла.
- Душистый бренд Турции, если он настоящий, 5 долларов стоить не может, - любил повторять он. – Оливки сами по себе недешевые, поэтому в мыло на продажу идет жмыховое масло. Это отжимки растений с использованием кислоты. Все компоненты косметические, но ни на грамм не целебные. Надеяться, что после оливкового мыла кожа начнет цвести, все равно, что ждать от детского крема лечения прыщей. Но туристам-то мы продаем как мыло первого холодного отжима. И покупают!
Таким же макаром запасаются туристы и кесе-банными перчатками якобы из конского волоса. Их турки продают пачками - мол, по оптовой цене. На самом же деле они синтетические. Покупатели это понимают, только когда намылятся в ванной. Ведь «настоящая» перчатка остается жесткой и в намыленной воде, и главное назначение – хороший пилинг кожи получается на «пятерку», а вот искусственная сразу размокает и сколько бы человек на мылился, «фиксировать» кожу она не будет. И вот пока наши туристы с десятью коробками просроченной пахлавы, банками меда и типа кожаной куртки ищут дорогу к отелю, мы ищем их. Если нажалуются нашему начальству, что они потерялись, - нас ждет увольнение. В наших обязанностях прописано, что мы должны «обеспечивать информационную безопасность наших клиентов». Понятие размытое, считай это и рассказывать о турах, и помогать с транспортом, и в том числе искать туристов, если они заблудились. Наши оправдания из серии «все взрослые люди, мы что должны ходить за ними круглосуточно?» начальством рассматривается как будто ты ему перечишь и грозит еще одним штрафом.
«Хотим баню за полцены»
Торгуются русские и при покупке драгоценностей, не понимая, что под видом золотых им чаще всего втюхивают полые украшения или позолоченные. Особенно «развод» туристов распространен в магазинах около отелей и в шопах внутри гостиниц, поэтому если уж и покупать драгоценный товар, то в специализированных магазинах в центре города. При этом туристы не обращают внимания на хрупкость изделия, если легко мнется, то скорей всего полое внутри. В позолоченные кольца и цепочки турки частенько добавляют серебро и другие металлы, при этом продают по 585 пробе. Носится как настоящее, если бы не одно «но», если у покупателя аллергия на серебро, открывается сыпь, а при чистом золоте этого быть не может.
Турки между собой откровенно насмехаются над тем, что бижутерия уходит по аховым ценам.
- Вы нам продали сеанс в бане за 25 долларов, а мы хотим скидку. Во-первых, нас уже семь человек, во-вторых, в вашей бане обмывают трупы, - заявляет мне очередная делегация, отчего я выпадаю в осадок. Я разное слышал, но такого еще не выдавали. Оказывается, эту легенду придумал банщик из хамама за углом. Наивный сын Османского царства надеялся, что клиенты переметнутся к нему. Но наши просто запросили скидку!Но особенно медом не корми - дай нашим туристам выгадать на экскурсиях. «Продавцы за углом» редко предупреждают покупателей о том, что платит отдыхающий только за дорогу. Тогда как входы в храмы, обеды и другие прелести экскурсии потребуют и дополнительных денег. Но поначалу наш безумно счастлив, что так дешево урвал путешествие. То же самое и с дешевыми, но сомнительными хамами, низкопробными, но опять же дешевыми массажами. Порой доходит до смешного.
- Раз заплатил, то все включено! - заявил как-то наш брат-турист и потребовал, чтобы турки насадили ему на крючок горную форель, на ловлю которой мы отправились экскурсией. Мол, ему некогда ждать.
В конце лета, после всех приключений, я приехал домой с 20 тысячами рублей (остальное ушло на еду и мелки ерасходы). На них-то я и поехал к морю… в Египет. И там для интереса купил вечернюю прогулку на яхте. Где тоже случилось ночное купание с текилой. Но гид быстро выловил своих туристов - я посоветовал ему на руке каждого фломастером нарисовать значок. Жалко было парня, растерялся он!
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
«Хотите хорошо отдохнуть - читайте внимательно договор»
Виолетта Савойстова, менеджер турфирмы:
- Чтобы не испортить себе отдых, нужно запомнить две основные вещи.
Во-первых, на словах можно обещать все, что угодно, поэтому внимательно отнеситесь к заполнению договора на оказания услуг. Посмотрите точное название и класс отеля, описание номера, время и дату заезда и выезда из гостиницы, наличие трансфера и его расшифровку, условия перелета, все нюансы организации питания, экскурсий (сколько, куда, продолжительность, оплата, питание на это время). Второй экземпляр договора остается у вас, поэтому потом гораздо проще будет доказать несоблюдение его условий. Ни за что не поддавайтесь на уговоры заключить договор позже или не включать тот или иной пункт в текст, потому что "мы обо всем устно договорились" или "это типовая форма договора, которую нельзя менять".
Однако, если вас все же поселили не в тот отель или вас не устроили другие условия пребывания, то захватите с собой из гостиницы справку с печатями. Пригодятся и свидетельства очевидцев, которые в случае чего смогут подтвердить уровень и условия гостиницы. Можно записать все происходящее и на видеокамеру, но съемка учитывается уже на усмотрение суда.
Во-вторых, обращайтесь в надежные, проверенные агентства. Отзывы о работе почти любой турфирмы можно прочитать в Интернете или прислушаться к совету друзей.
Δεν υπάρχουν σχόλια:
Δημοσίευση σχολίου